Немного обо мне

Как сделать жизнь счастливее?

Для слушателей

Мои коллеги

Статьи для пациентов

Здоровый сон. Профилактика нарушений сна у ребенка.

Как детский невролог и остеопат могу отметить, что жалобы на нарушения сна у ребенка встречаются в моей практике ежедневно. Поэтому в этой статье считаю нужным кратко описать физиологию сна и осветить вопросы правильной организации и профилактики его нарушений.

Воспроизведем определение сна, данное В.М. Ковальзоном (1993): «Сон – это особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определенных полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий». Сон человека - это целая гамма особых функциональных состояний мозга – 1, 2, 3 и 4 стадии фазы медленного сна (ФМС, сон без сновидений, ортодоксальный сон) и фазу быстрого сна (ФБC, сон со сновидениями, парадоксальный сон, сон с быстрыми движениями глаз). ФМС характеризуется замедлением частоты основного ритма (характерного для расслабленного бодрствования данного человека), появлением бета и тета волн, снижением частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыханий (ЧД), мышечного тонуса, артериального давления (АД). Функция ФМС – восстановительная, после многочасового предшествующего бодрствования.

В отличие от фазы медленного сна, ФБС имеет ярко выраженную активную природу, отмечаются вегетативные изменения: учащается ЧСС, дыхание, снижается мышечный тонус, изменяется секреторная активность желез. Во время ФБС клетки мозга чрезвычайно активны, однако информация от «входов» (органов чувств) к ним не поступает, и на «выходы» (мышечную систему) не подается. В этом и заключается парадоксальный характер этого состояния, отраженный в его названии. ФБС обычно следует за ФМС и завершает полный цикл сна. У детей большая часть сна приходится на быстрый сон (а у взрослых быстрый сон составляет по данным разных авторов только около 25%).

Основная функция сна в организме человека – адаптивная – такая организация (поведенческая, нейрофизиологическая и биохимическая), которая в последующий за сном период бодрствования обеспечивает человеку возможность активной деятельности в различных функциональных состояниях [Левин Я.И., 1983].

Таким образом, сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные нейрохимические и нейрофизиологические процессы - обновление, рост и деление клеток, удаляются из организма продукты жизнедеятельности, происходит переработка и сохранение в памяти полученной за день информации и др.

Что такое инсомнии?

Инсомния (расстройство сна) является одной из составляющих триады нарушений цикла "сон-бодрствования", которая также включает гиперсомнию и парасомнию.

Инсомния - расстройство, связанное с трудностями засыпания и поддержания сна.

Чаще всего наблюдаются инсомнии - трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Выделяют временные инсомнии (ситуационно обусловленные) и постоянные. Также у взрослых и детей старшего возраста выделяют инсомнии, связанные с нарушением околосуточных ритмов: синдром смены часового пояса, расстройства сна, связанное со сменной работой, синдром задержки фазы сна, нерегулярный характер цикла сон-бодрствование.

Инсомнии классифицируются на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, связанные с другими заболеваниями, чаще неврологическими, так как функцию сна организует именно нервная система.

Первичные нарушения сна у детей грудного и раннего возраста - это поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Таким образом, данные состояния возникают из-за неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Возникают эти нарушения в первую очередь из-за того, что родители вырабатывают у ребенка привычку спать на руках, засыпать только при укачивании и во время кормления. Если с первых месяцев жизни формируется подобный ритуал, то и в дальнейшем ребенок будет ждать от родителей подобной организации сна, так как не знает другого. Чтобы избежать подобных проблем нужно создавать условия для формирования адекватного засыпания.

Лечение инсомний включает два подхода. Первый подход - устранение факторов, вызывающих инсомнии. Второй - мероприятия по нормализации собственного сна, которые включают фармакотерапию и нефармакологические методы лечения.

Существует большое количество методов по обучению правильному сну и рекомендаций по профилактики его нарушений. Остановимся на некоторых из них:

  • Режим освещения. Для того, чтобы малыш четко различал ночной сон от дневного, родителям рекомендуется подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток. Ночью низкий уровень освещенности, минимальное общение и взаимодействие с ребенком.
  • Ритуал укладывания. Желательно соблюдать определенную последовательность действий при укладывании ребенка перед ночным сном. Например, купание ребенка, выключение яркого света, пение колыбельной песни, поглаживание ребенка, небольшое двигательное укачивание в кровати, после которого родители выходят из комнаты.
  • Поведение перед сном. Следует избегать активных игр с малышом и его повышенной активности перед сном. Перенесите все возбуждающие активность игры на первую половину дня.
  • Пробуждение. Рекомендуется пробуждение ребенка утром в одно и то же время, включая выходные дни. Так ребенок быстрее привыкнет к биоритмам семьи и сможет к ним хорошо адаптироваться.
  • Дневной сон. Длительный дневной сон не является обязательным для детей старшей возрастной группы. В возрасте 3‑х месяцев и старше суточный сон ребенка составляет в среднем 14 часов. Рекомендуется, чтобы основная часть этого времени приходилась на ночные часы. Если имеется длительный дневной сон, то, скорее всего, ночной сон будет укорачиваться, сопровождаясь многочисленными пробуждениями и ребенок не сможет хорошо выспаться. Поэтому на следующий день он будет засыпать на более продолжительное время днем. Что в свою очередь будет препятствовать нормальному ночному сну. Таким образом формируется замкнутый круг, из которого все-таки можно вырваться, если уменьшать количество дневного сна и не давать ребенку засыпать на длительное время днем.
  • Оптимальный комфортный режим. Желательно поддерживать комфортный уровень температуры и влажности, к которому привык ребенок, а также регулировать интенсивность шума.
  • Метод пауз и в чем он заключается? Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является «похныкивание» ребенка во сне или плач. Однако, немедленное реагирование родителей даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может привести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, успокаивать себя без помощи взрослых, поэтому в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Метод пауз заключается в наблюдении за ребенком, чтобы определить в чем он нуждается в момент беспокойства. Нужно дать ему возможность успокоиться самостоятельно. Во время сна беспокойство это не всегда желание покушать или мокрый подгузник. Малыш может пробуждаться между фазами сна, так как он пока не способен их соединять. В среднем одна фаза сна длится около 2 часов и потом возникает кратковременное пробуждение. При этом ребенок может плакать, изменять положение в постели, издавать множество разных звуков, а потом снова засыпать через некоторое время. При этом, если беспокойство ребенка не усиливается, стоит воздержаться от того, чтобы брать ребенка на руки. Конечно, если ребенок настойчиво плачет, его необходимо покормить или оценить другие причины его беспокойства, но это происходит не так часто. Интерпретируя любой плач малыша как признак голода или плохого самочувствия, родителями может формироваться условный рефлекс на кормления каждые 2 часа, если он постоянно прикладывается к груди. Будет отмечаться расстройство пищевого поведения. То есть, ребенку всегда будет нужна помощь взрослого, чтобы снова уснуть в конце каждого цикла.
  • В возрасте 2-3 месяцев дети уже готовы к соединению фаз сна между собой, если им, конечно, дадут возможность научиться этому.

    Стоит отметить, что взрослые тоже просыпаются между фазами сна, но не замечают этого, так как научились сразу погружаться в следующую.

    Когда мы общаемся, то прежде чем ответить человеку мы должны внимательно выслушать вопрос. Это относится и к детскому беспокойству и плачу. Ребенок постепенно учится спать, учится быть частью семьи и приспосабливаться к нуждам других ее членов. Психологи считают, что с самого раннего возраста ребенку необходимо личное время и пространство. Он может засыпать и просыпаться, не находясь под неустанным контролем матери. Малыш может спокойно бодрствовать, не испытывая при этом голод или жажду. Поэтому так важно наблюдать за ним и правильно интерпретировать сигналы, которые ребенок подает.

    Дети в раннем возрасте способны чему-то научиться и это индивидуальное и ненасильственное обучение сну не может навредить.

    Напротив, благодаря этому методу дети обретают спокойствие и уверенность в себе, а также учатся замечать нужды окружающих.

В возрасте 3 месяцев, по данным ряда авторов, 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает уже 90%. К 1 году происходит постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому и к 1-разовому – к возрасту 2 лет.

Желаю Вам и Вашему малышу гармоничного развития и спокойной ночи!